Воспитанность человека, его хорошие манеры, его уважение к
другим людям и к самому себе начинается в детстве.
Ребенок чрезвычайно подражателен и усваивает те модели
поведения, которые в нем закладывает его семья.
Если изо дня в день ребенок наблюдает хамство и грубость,
обман и безразличие, двурушничество и хамелеонство, если родители ослеплены
жаждой наживы и ради этого не поскупятся ничем, если ребенок учится в семье
рисовать жизнь только черными красками, как бы ни старалась школа и педагоги —
помочь такому ребенку жить по законам добра
трудно.
Семья должна учить
ребенка не только законам человеческого существования, но и законам совместного
проживания. Ребенок должен знать, когда можно включать и выключать музыку в
доме, как вести себя в общественных местах, как вести разговор с незнакомым
человеком, как вести себя в транспорте и т.д.
v Хорошо
или плохо идёт воспитание - об этом достоверно можно судить по тому, может ли
ребёнок сказать: «Я счастлив!»
v Не
слишком надейтесь на собственный пример, увы, только дурные примеры
заразительны. Пример, конечно, важен, но только в том случае, если вы уважаете
своего ребёнка.
v Ваш
ребёнок добивается свободы от родителей? Значит, в семье что-то не в порядке, в
хорошей семье дети чувствуют себя свободными, им и в голову не приходит
восставать против родителей.
v Мы
не хозяева жизни своих детей, мы не можем знать их судьбы.
Мы не до конца знаем, что хорошо, а что плохо для их будущего, поэтому будем осторожнее во всех
решениях, которые могут влиять на путь
ребёнка.
v Когда
мы говорим с детьми, мы всегда уверены в том, что это и есть истина. Но мы не
замечаем, что иногда срамимся в глазах своих детей. Не бойтесь детских сомнений
в вашей правоте.
v Присматривать
за детьми надо, безнадзорных детей может подстеречь беда.
v Учитесь
управлять своей интонацией, безошибочная интонация может сгладить даже
педагогическую ошибку.
v Чаще
говорите ребёнку главные слова: «Не горюй! Не унывай!
Не бойся!».
v Защищать
или не защищать своего ребёнка от обидчиков- один
Из самых трудных вопросов воспитания, но не оставляйте его одного, если чувствуете, что он обижен.
v Иногда
дети принимают близко к сердцу все школьные неприятности. Учите их различать,
что важно, а что не очень.
v Если
дети слишком увлечены ТВ: не ходят гулять и потеряли друзей, то ТВ должен…
сломаться. Хотя бы на 2-3 месяца, пока ребёнок не придёт в себя. А как же
взрослые? Воспитание детей , как искусство требует жертв.
v Вспомните,
давно ли слышали смех в вашем доме? Чем чаще смеются дети, тем лучше идёт
воспитание.
v Джон
Стейнбек говорил: «Мальчик становится мужчиной, когда возникает необходимость в
мужчине». Хотите вырастить мужчину- создавайте такую необходимость в доме.
v Вы
пришли домой и увидели, что ваш 8-летний сын и его гости буквально разгромили
дом. Поймём, что злого умысла не было: просто дети играли в прятки,
воспользуемся этим случаем, чтобы сказать: «Ничего, давай убирать вместе».
v Говорите
ребёнку: «Людям должно быть с тобой легко». Не бойтесь повторять это.
v Никогда
не попрекайте ребёнка ни возрастом: «Ты уже большой!», ни полом: «А ещё
мальчик!», ни куском хлеба: «Мы
тебя кормим, поим».
v Старайтесь
ни кого не критиковать при детях. Сегодня вы скажете дурное о соседе Николае
Петровиче, а завтра дети будут плохо говорить о вас.
v Самое трудное в воспитании - научить детей
человеколюбию.
v Хвалите
ребёнка, но чаще хвалите людей в его присутствии.
v Руссо
считал, что ребёнок должен знать: насколько он будет хорош с окружающими,
настолько они будут с ним хороши.
v Родителей
раздражает, когда дети их не слушаются с первого
слова. Научитесь повторять просьбу без раздражения и увидите, как спокойно станет в вашем доме.
v Когда
вы браните ребёнка, не употребляйте слов: «Ты всегда», «Ты вообще», «Вечно
ты»…Ваш ребёнок вообще и всегда хорош, он лишь сегодня сделал что-то не так, об
этом и скажите ему.
v Есть
дети, которых не возьмёшь ни наказанием, ни добром, но великодушное отношение в
конце концов спасает их.
v Как?
Вы ещё ставите ребёнка в угол? Это уже не делает никто в Европе. Вы безнадёжно
отстали от педагогической моды.
v Когда
ребёнок выходит из дому, обязательно проводите его до двери и скажите на
дорогу: «Не торопись, будь осторожен». Это надо повторять столько раз, сколько
раз ребёнок выходит из дому.
v Говорят:
«Как пройдёт первый день года, так пройдёт весь год».
Хвалите ребёнка с утра до вечера!
v Внушайте
ребёнку давно известную формулу психического здоровья: «Ты хорош, но не лучше
других».
v Скажите
ребёнку: «Не будь чистюлей - в классе не любят чистюль, не будь грязнулей - в
классе не любят грязнуль. Будь попросту аккуратным».
v Обычно,
когда ребёнок возвращается из школы, его спрашивают: «Тебя вызывали? А какую
оценку получил?». Лучше спросите его: «Что сегодня было интересного?».